9 рота отзыв
9 рота обзор
9 рота рецензия
9 рота
«Я не переставал уважать и любить русских, даже когда воевал с ними насмерть». (с) моджахед Ахмед Шах Масуд

«Забудьте кем вы были! Теперь вы просто дерьмо! А это что у тебя? Чипсы? Может быть, попкорн?! Ты бы ещё пианино взял с собой. Я выбью из вас весь попкорн! Вот, памятка, посвящённая 9 роте.. Та-а-к, не понял! Вам, боец, кажется не-ин-те-рес-но? Встать! (Далее следует удар в ваше пузо). Если вопросов больше нет – читаем дальше». Примерно так с вами бы беседовал один из героев, прапорщик Дыгало, если бы он решил описать свои впечатления об этом кино.

Фильм окунает в 80-е года прошлого века. Шорохи, стуки, музыка, автобусы, сумки с олимпийской символикой – всё оттуда. Фильм предназначен для большого экрана.

Ещё перед его просмотром было о чём подумать. Фёдор Бондарчук снял кино об Афганистане. Кассовый успех, президент России лично поздравил режиссёра. Каким может быть такое кино? Сейчас, когда мы можем провести параллели не только по линии советский Афганистан – американский Вьетнам, но и Афганистан – Чечня такой фильм обязан звучать особо.

По сути, в России до сих пор, как это ни странно, тема афганской войны раскрыта не до конца. Вначале табу на это наложила политика ЦК КПСС, потом самые буйные стали разгребать завалы и появились фильмы «Афганский излом» (В.Бортко, 1991), «Пешеварский вальс» (Т.Бекмамбетов, 1995), «Нога» (Н.Тягунов, 1991).

«9 рота» помогла в этом деле, вклад фильма в осознание афганских событий весом.

Ф.Бондарчук, впрочем, не стал уходить в анализ причин войны, политический фон был максимально размыт. События показаны через солдатские будни, граничащие с личным подвигом. Это право режиссёра, он волен посмотреть на эту войну именно так. Но у простого зрителя тоже есть право, право высказать своё мнение и я этим воспользуюсь.

Фильм своими корнями прочно стоит на американском опыте экранизирования военных событий. Призыв, учебная муштра, злой сержант, прибытие на фронт, боевые действия, победа. Вот каркас сюжета. Отличие от голливудских поделок невелико – убивают слишком много хороших. Любители кино могут найти много общего с «Цельнометаллической оболочкой» (1987) Стэнли Кубрика и оскароносным «Взводом» (1986) Оливера Стоуна, которого Ф.Бондарчук, по своим словам, вносит в список своих любимых режиссёров. Пессимисты скажут – караул, спионерили! Оптимисты – молодец, равняется на лучших. Злой сержант Хартман из «Цельнометаллической оболочки» и прапорщик Дыгало не клоны, а классика жанра, верно подмеченный армейский типаж, каких полно в любой действующей армии, это обычные армейские психотерапевты.

Не могу сказать, что именно закладывал режиссёр в эту работу, кто его знает? Может он хотел сказать одно, а вышло другое? Мне бы хотелось провести те параллели, которые напрашиваются, а вы их можете сравнить с собственными ощущениями.

Сама история 9-ой роты, защищавшей высоту по ошибке, только из-за того, что не работала связь, требует провести следующую аналогию. 9 рота символизирует весь ограниченный контингент советских войск, а настоящая забытая высота – скалистый Афганистан. Забыта была не 9 рота, а все солдаты посланные отдавать идеологически навязанный интернациональный долг афганцам. Они были забыты ещё в 1979 году, когда о них не вспомнили те, кто принимал политическое решение о вводе ОКСВА.

С военной точки зрения, кстати, в жизни всё обстояло не так грустно как в кино, соотношение потерянных советских и афганских жизней было приблизительно 1:50, умножайте сами, исходя из того, что СССР признал убитыми около 17 тыс. человек.

Смотреть русское кино в Финляндии, значит иметь возможность сравнить свою реакцию восприятия с финской. Да, конечно, абсолютно адекватно армейский сленг не перевести, но всё же. Зал был полный, финны приняли фильм хорошо, однако молчали намного чаще тех, кто понимал текст без титров. Фильм очень мужской, брутальный, единственная женская роль шлюхи Белоснежки, невинной в силу полупомешательства, лишь усилила эффект доминирования чисто мужских интересов. Техническая сторона хорошая, здесь надо вспомнить и о том, что финны принимали участие в создании спецэффектов фильма. В некоторых сценах, особенно в боях, чувствовалось клипмейкерское прошлое Ф.Бондарчука - сужу по плотной нарезке кадров. Нестандартные ракурсы съёмки – часто вид сверху - обостряли зрелищность.

Иду в психическую

Вы никогда не думали о том, способен ли режиссёр, будучи представителем одной из стран-участниц военного конфликта объективно снять фильм об этой войне? Возможно ли это в принципе? Или мы навсегда обречены смотреть человеческие образы с одной стороны и схематичные шаблонные образы «противника»? Перед просмотром надежды были, тем более что Фёдор не на пустом месте взялся за военную тему, его отец Сергей Бондарчук когда-то поставил эпохальную «Войну и мир». Есть от чего отталкиваться. У «9 роты» был шанс сломать стереотип и сделать попытку двустороннего анализа войны.

После просмотра «9 роты» его можно смело ставить в один ряд со старыми советскими фильмами, в которых басмачи или гитлеровцы изображались пусто, зло и карикатурно. Финальная сцена боя была будто скопирована с психической атаки беляков в кинофильме «Чапаев» (1934 год, реж. братья Васильевы). У меня до сих пор перед глазами стоит душман в тёмных солнечных очках не менее 3 раз неспеша шедший на пулеметную очередь. Хорошо, что его придушили в итоге, иначе нужно было бы честно признать, что в съёмках были задействованы зомби.

Чего не хватило Фёдору Бондарчуку? Силы духа? Денег? Разума? Или он просто забыл про то, что в войне воюют двое? Или распространенный нынче в мире вирус «убей плохого, чтобы стать хорошим» настолько поразил людей, что здоровых уже не осталось? Может это вообще невозможно? Но ведь смогла режиссёр Татьяна Лиознова очеловечить врага в «17 мгновеньях весны» (1973 год)! Живые образы немцев Мюллера (Л.Броневой), Шелленберга (О.Табаков) помогли понять, что противник это подобный тебе человек, а не тёмная нечистая сила. Такой подход заставляет по-другому оценивать суть войны. А вдруг окажется, что добро торжествует не тогда, когда «добрый» убивает «злого»? От понимания того, что воюют люди с людьми, пусть и говорящие на разных языках и с разными религиозными символами, можно прийти к истинным причинам любой войны – общечеловеческим порокам.

С другого конца к этому же подошёл в своё время ветеран вьетнамской войны Оливер Стоун. В фильме «Взвод» он просто показал грязную и человеконенавистническую суть войны. «Не нам нужна война, а мы ей», - подмечает чей-то афоризм. Участники событий сравнивают войну с жерновами, перемалывающими человека и утрирующими его качества. Хороший становится лучше, плохой – хуже. У Бондарчука оттуда выходят только герои, такой фильм будет поддержан государством.

После сеанса мне показалось разумным запретить делать кино, которое показывает с положительной стороны только одну сторону конфликта. Запретить, как скрыто разжигающее национальную рознь и незримо поощряющее будущие конфликты. Почему мне захотелось именно с этой точки зрения посмотреть именно на этот фильм? Мне кажется, что у Фёдора Бондарчука всё впереди и он будет делать кино лучше. В России стремительно развивается новый кинематограф, и есть основания полагать, что это не будет копией Голливуда.

Руслан Суси

1.04.2006 Хельсинки